Шесть поколений ГБО



Несмотря на тот факт, что в актуальной технической литературе отсутствует единая методика классификации ГБО различных поколений, практически все монтажники ГБО руководствуются условной системой классификации газового оборудования. Условное разделение ГБО на поколения создает удобство при профессиональном общении и помогает специалистам по монтажу четко определять конструктивные особенности того или иного типа газового оборудования. К сожалению, условная классификация поколений ГБО не является каким-либо техническим эталоном. Во многом по этой причине при разделении ГБО на поколения допускаются разночтения. По мнению сотрудников института МАМИ, наиболее объективной является следующая система классификации различного ГБО:


1-е поколение ГБО

Оборудованием первого поколения являются системы ГБО, оснащенные испарителем газа и раздельным редуктором. Технология производства ГБО данного типа была заимствована у немцев (после окончания войны с Германией) и успешно внедрена на рязанском заводе РЗАА. Массовое производство оборудования первого поколения прекратилось в середине 90-х годов прошлого столетия. Несмотря на то, что автомобили, оснащенные газовым редуктором 1-го «колена», сегодня можно встретить только на провинциальных дорогах, многие специалисты высоко оценивают надежность и эксплуатационные характеристики ГБО 1. Кроме этого, на рязанском заводе РЗАА была доработана конструкция редуктора голландской компании Poliavto и Vialle и открыта линия по производству совмещенных редукторов. Изготовление совмещенных газовых редукторов осуществлялось и на Новогрудском заводе газовой аппаратуры: специалисты завода усовершенствовали конструкцию редуктора итальянской фирмы Bedini.

2-е поколение ГБО

Оборудование 2-го поколения отличается от ГБО 3-го поколения способом дозирования подачи газа в автомобильный двигатель: в системах ГБО-2 регулирование подачи топлива в смеситель производится ручным способом (при помощи специального дозатора). В основе конструкции дозатора – небольшая трубка с проходным сечением. Размер сечения зависит от положения винта, вставленного поперек трубки. Для стабильной работы автомобильного двигателя на газовом топливе выбирается среднее положение регулировочного винта. Как правило, при активной эксплуатации двигателя положение винта не изменяется: регулирование подачи топлива в смеситель необходимо лишь при засорении воздушного фильтра.

3-е поколение ГБО

Все системы 3-го поколения оснащены электронным дозатором: в ГБО 3-го поколения регулирование подачи газа осуществляется при помощи шагового электрического мотора. Функционирование дозатора обеспечивает электронный узел, который считывает информацию с кислородного датчика. Настройка газобаллонного оборудования 3-го поколения осуществляется при помощи персонального компьютера.

4-е поколение ГБО

Классификация оборудования 4-го поколения не вызывает каких-либо трудностей у специалистов по монтажу: ГБО 4 поколения легче всего отличить от других систем. В оборудовании данного класса топливо из редуктора поступает к электромагнитным клапанам (форсункам). Принцип работы газовых форсунок не отличается от способа функционирования бензиновых клапанов: форсунки подают топливо в область расположения впускных клапанов автомобильного двигателя. Алгоритм работы электромагнитных газовых клапанов изменяется при помощи блока управления (аналог штатного автомобильного контроллера). Блок управления газовыми форсунками принимает сигналы бензиновых клапанов и при помощи специальной программы обеспечивает необходимые параметры дозирования газа. Настройка и восстановление работоспособности ГБО 4 поколения осуществляется исключительно при помощи персонального компьютера и программного обеспечения, совместимого с газовой системой. Установка оборудования 4-го поколения не производится на автотранспортные средства, оснащенные системой впрыска бензинового топлива в цилиндр (Mitsubishi GDI и др.).

5-е поколение ГБО

В настоящее время на европейском рынке представлена голландская система LPI, которую уже называют ГБО 5-го пятого поколения (хотя мнения по терминологии иногда расходятся): система LPI предполагает впрыск сжиженного газа непосредственно в цилиндр транспортного средства и оптимально подходит для монтажа на автомобили, оснащенные двигателями GDI. Функционирование системы LPI возможно только при наличии насоса высокого давления, установленного внутри баллона. Эксплуатация системы LPI в условиях российской действительности может вызывать определенные трудности: насос высокого давления нередко выходит из строя из-за низкого качества отечественного газового топлива.

Примечательно, что некоторые специалисты по монтажу считают, что оборудование, которое может работать с системой OBD автомобиля, является ГБО 5-го поколения. По мнению экспертов, данное утверждение ошибочно: речь идет про оборудование 4-го поколения, которое более совершенно с технической точки зрения и практически не требует какой-либо регулировки или настройки .

6-е поколение ГБО


Оборудование 6-го поколения возможно устанавливать на автомобили с непосредственным впрыском топлива, т.к. подача газа происходит через бензиновые форсунки.

5, 6 поколение работает только с насосом высокого давления, который находится внутри баллона. К сожалению, качество Российского газа губительно сказывается на работе этого насоса.

В России установку ГБО 5 – го и 6-го поколения делают в очень ограниченном числе сервисов. Программное обеспечение идет в комплекте для определенной модели а/м.